Ян МакШэйн (Ian McShane)
Режиссер: Крис Миллер (Chris Miller)
Сценарий: Джеффри Прайс (Jeffrey Price), Питер С. Симэн (Peter S. Seaman)
Жанр: анимация, комедия, семейный, фантастика
Год выхода: 2007
Страна: США
Длительность: 92 минуты
Рецензия:
Возвращение Шрека на киноэкраны было неминуемо. Зеленый великан стал всеобщим любимцем с неограниченным кредитом доверия. Ещё до выпуска первого сиквела студия Dreamworks была настолько уверена в его успехе, что составила график выхода следующих продолжений на несколько лет вперед.
Если в прошлый раз Шреку предстояло знакомство с родителями жены, то теперь ему грозит новое испытание, связанное с семейное жизнью, - отцовство. Для пущей остроты добавлена и политическая интрига: принц Чарминг не оставляет своих надежд стать королем Тридевятого царства, и ему выпадает удобная возможность для достижения этой цели. Старый король умирает, оставив престол Шреку, но нелюдимый великан тяготится своим высоким положением и желает только одного - вернуться в свою Топь. Шрек решает уступить корону дальнему родственнику Фионы Артуру Пендрагону и отправляется за ним в другое государство. В его отсутствие Чарминг осуществляет переворот.
Поговорка "кашу маслом не испортишь" не всегда применима в отношении голливудской продукции, но и "ложкой дегтя в бочке мёда" "Шрек Третий" не стал. Естественно, что он уже не способен вызвать прежний восторг. Все герои привычны и знакомы, словно персонажи любимого телевизионного сериала, и очередной фильм не добавляет ничего нового к тому, что нам о них уже известно.
Одно существенное изменение все же есть: "Шрек" все больше отдаляется от детской аудитории. Прежде ему без труда удавалось удержаться на двух стульях и угодить и детям, и родителям. Теперь, когда целевой аудиторией мультфильма стали преимущественно взрослые зрители, положение "Шрека" стало более шатким. С определенной точки зрения направленность на взрослого была верным расчетом. За шесть лет, прошедших после выхода первого "Шрека" на экраны, произошла рокировка. уже не дети тянут своих родителей в кинотеатры на "Шрека Третьего", а наоборот. И здесь крылась главная опасность. Хотя дети - ветреная аудитория, с легкостью забывающая о прежних кумирах, они более подвержены влиянию рекламы. Ведь живучесть таких франшиз как "Человек-паук", "Черепашки-ниндзя" и "Бэтмен" объясняется тем, что при помощи умело проведенных маркетинговых кампаний кинопроизводители взращивали новое поколение поклонников. Игрушки, комиксы, видеоигры – не только развлечение для деток, но и эффективное средство рекламы, призванное обеспечить прибыльность проекта в долговременной перспективе. Детям легче было бы впарить продукт худшего качества, но если уже в первом "Шреке" юмор не всегда был доступен детскому пониманию, то в третьей части он и вовсе на него не рассчитан. Это является главной её слабостью. Количество рискованных шуток и малопонятных аллюзий на единицу времени возросло, и мультфильм может быть просто скучен детям. Взрослые же, способные быть преданными поклонниками, еще более придирчивы, чем дети и не склонны закрывать глаза на явные промахи.
Увы, наш дорогой Шрек также является очередным корпоративным продуктом, пусть даже и качественным. В третьем "Шреке" это проявилось даже более отчетливо, чем во второй части. Ему недостает цельности и очарования своих предшественников. Это слабое место любого сиквела с большим количеством персонажей. Каждому надо посвятить экранное время, и, в результате, лишь сюжетная линия нового главного героя Арти Пендрагона получает должное развитие. Правда, и она к финалу скатывается в банальность. Сценаристы предпочли идти по накатанной дорожке, повторяя сюжетные ходы. Например, Шрек и Арти, поначалу относившиеся друг к другу с враждебностью, проникаются симпатией друг к другу на обратном пути в Тридевятое королевство. Продолжая стебаться над различными кинематографическими и телевизионными клише, авторы сами же к ним прибегают. Мало ли было мелодрам о мужчинах, пытающихся примириться со своим отцовством? Но в "Шреке Третьем" данная проблема подана с не меньшей сентиментальностью, чем в диснеевских кинокартинах. Развязка несколько озадачивает. Такое впечатление, что сценаристы не смогли найти оригинальный выход из ситуации и отделались дежурным вариантом, в котором герой просто забалтывает злодеев, читая им мораль. "Если люди считают тебя злодеем, необязательно их слушать. Важно лишь одно: кем ты себя считаешь!" восклицает Арти и злодеи, заливаясь слезами, складывают оружие. Мир.