СЕКС (лат. sexus - пол; синоним - половые отношения): совокупность телесных, психических и социальных процессов и отношений, в основе которых лежит и посредством которых удовлетворяется половое влечение (либидо).
Общей биологической основой сексуального поведения является инстинкт продолжения рода, его конкретные формы (разделение функций между полами, особенности репродуктивного цикла, ритуал ухаживания, техника полового акта и др.). Наряду с инстинктивной, генетически заданной организму программой нормальное половое поведение обеспечивается посредством научения, через общение со сверстниками, родителями и др.
Биологический пол человека включает несколько относительно автономных компонентов, последовательно формирующихся в процессе развития организма: хромосомный (генетический) пол, который определяется в момент зачатия; гонадный пол, определяемый формированием мужских или женских половых желез; гормональный пол зародыша, от которого зависит дифференциация половых органов; морфологический пол, обусловленный строением внутрирепродуктивных органов и наружных гениталий; пубертатный, то есть связанный с половым созреванием, гормональный пол, ответственный за появление вторичных половых признаков.
Нарушение любого из звеньев этой системы, так или иначе, сказывается на половой функции (см. Гермафродитизм).
Однако сам по себе биологический пол ещё не превращает индивида в мужчину или женщину и не гарантирует адекватного полового поведения. Для этого необходима также соответствующая психосексуальная идентификация, человек должен осознать свою половую принадлежность и усвоить соответствующую, мужскую или женскую, роль (гендерный пол). Позже, по мере полового созревания, у подростка появляются соответствующие сексуальные интересы, влечение к противоположному или своему полу. Огромное влияние оказывают при этом среда и сверстники. В норме биологические и социально-психологические характеристики пола совпадают, идут в одном направлении. Однако бывают случаи, когда они расходятся (ошибочное определение пола младенца в связи с недоразвитием его гениталий или сомнения относительно половой принадлежности подростка в связи с задержкой полового созревания).
Одна из особенностей человеческой сексуальности в том и состоит, что переживания, связанные с удовлетворением половой потребности, отделены от её первоначальной биологической цели - продолжения рода. Это создало принципиальную возможность гуманизации полового чувства, превращения элементарного полового влечения в человеческую любовь, когда взаимоотношения между людьми служат не только средством продолжения рода и источником чувственного наслаждения, но и дают высочайшее счастье глубокой психологической, душевной близости. Отсюда также вытекает громадное многообразие форм человеческой сексуальности (гетеро=, гомо=, би=). Кроме замещающих (викарирующих) форм секса, когда оргазм вызывается путём самоудовлетворения (мастурбации) или вспомогательных средст, человеческое воображение способно эротизировать, делать сексуально значимым практически любой реальный или идеальный объект. Секс - неотъемлемая составная часть культуры, которая, с одной стороны, выражает, обобщает и символизирует, а с другой - направляет и координирует многообразные фактические проявления сексуальности.
Всякое развитое человеческое общество имеет систему норм половой морали, которая регулирует взаимоотношения полов, соотнося их с деятельностью общественных институтов, в рамках которых осуществляется продолжение рода и воспитание потомства (см. Брак, Семья).
Уже древнейшие цивилизации знали различные формы сексуальной жизни, одни из которых нормативно одобрялись и даже возводились в ранг культурных символов, а другие осуждались и запрещались. В целом сексуальная жизнь усложнялась и индивидуализировалась по мере развития культуры и личности. Для европейского средневековья характерно двойственное отношение к сексу. Официальная христианская мораль в принципе антисексуальна: всё телесное она считает низменным и греховным, видя идеал в полном воздержании; даже в браке секс допускается только ради продолжения рода. Однако на бытовом уровне средневековая культура была весьма терпима к сексуальности, видя в ней нормальный и естественный аспект человеческого бытия. В дальнейшем в период Возрождения гуманисты реабилитируют право человека на чувственное наслаждение, и эротика снова занимает место в официальной культуре. В XIX в. религиозная пуританская мораль создаёт систему антисексуальных установок, в свете которых половая жизнь предстаёт не только греховной, но и несовместимой с самореализацией личности в сфере труда и накопления богатства. Секс ассоциируется с чувством вины, уходит в "подполье", что в свою очередь порождает неврозы. Именно это противоречие зафиксировал в своей клинической практике и обобщил теоретически австрийский врач 3. Фрейд. Особенно тяжёлым было положение женщин, что способствовало распространению фригидности.
Для мужчин холодность официального брака компенсировалась узаконенной проституцией.
В середине 20 в. рост автономности молодёжи от родителей в городской среде, ускорение полового созревания подростков в связи с акселерацией, вовлечение женщин в общественно-трудовую жизнь и рост женского равноправия, ослабление традиционной религиозной морали, рождение научной сексологии и распространение светского, рационального отношения к вопросам пола, появление эффективных контрацептивов, позволяющих при правильном применении избежать не желаемой беременности,- всё это вместе взятое вызвало значительные сдвиги в сторону либерализации половой морали и ослабления так называемого "двойного стандарта" (разных норм поведения для мужчин и для женщин). Отрицательные стороны этого процесса - потребительское отношение к сексу, рост отчуждённости, коммерческого эротизма, порнографии, дезорганизация семьи.
Потребительское отношение к сексу, оборачиваясь "свободой" от ответственности и серьёзности в любви, ведёт в конечном итоге к деиндивидуализации половых отношений и эмоциональной неудовлетворённости. В этой области, как и в других, самоконтроль - необходимый момент свободного самовыражения личности. Возрастная динамика сексуальной жизни неразрывно связана с полом вследствие различий жизненного цикла мужчин и женщин и специфических особенностей женской сексуальности. Интерес к вопросам пола и соответствующие психосексуальные ориентации формируются обычно ещё до полового созревания под влиянием среды и воспитания. В период полового созревания пробуждается активное половое влечение. Воздействие гормонов и механического переполнения семенных пузырьков стимулирует повышенную половую возбудимость у мальчиков-подростков (юношеская гиперсексуальность), у которых начинаются первые семяизвержения, появляются эротические фантазии и игры. Однако эротические стремления и потребность в эмоциональном тепле и контакте у подростков часто не совпадают и могут быть даже направлены на людей своего пола. Юношеская любовь психологически очень близка к дружбе, которая предшествует как первая форма свободно выбранной человеческой интимности. Хотя девочки созревают на 1,5-2 года раньше мальчиков, осознанные эротические влечения появляются у них позже, поэтому и интерес к мальчикам вначале символизируется именно как потребность в дружбе.
Различия между мужской и женской сексуальностью существуют и у взрослых. В период зрелой сексуальности половая активность стабилизируется на уровне, определяемом половой конституцией, морально-психологическими установками и условиями жизни (особое значение имеет вступление в брак, после чего сексуальная жизнь приобретает необходимую регулярность). Инволюционный период, включающий климакс, характеризуется постепенным снижением половой активности; доля мужчин, способных к осуществлению полового акта, снижается с 75% у шестидесятилетних до 30% у семидесятилетних, 14-20% у восьмидесятилетних. У женщин проследить возрастную динамику труднее. Среднестатистические массовые показатели сексуальной активности не могут служить обязательным или хотя бы примерным нормативом для отдельного индивида. Сексуальные особенности каждого человека определяются совокупностью его генетических, гормональных, нервных и личностных качеств, поэтому то, что в сфере секса вполне нормально и естественно для одного, может быть ненормальным и неестественным для другого. Люди с сильной половой конституцией раньше других начинают половую жизнь, интенсивно её ведут и позже заканчивают. Однако эмоциональная окрашенность половых переживаний и степень получаемого от них удовлетворения зависят не столько от физиологической потенции, сколько от типа личности, её отношения к себе, общей эмоциональной чувствительности, способности к сопереживанию, общению и от других морально-волевых качеств. Трудности, испытываемые людьми в сфере секса, также имеют преимущественно общепсихологические корни (эмоциональная холодность, некоммуникабельность, неспособность к глубоким и длительным привязанностям), которые, в свою очередь, связаны с условиями воспитания (отношения с родителями, эмоциональный климат в семье, наличие общества сверстников и характер взаимоотношений с ними, особенности подростковой и юношеской дружбы).
Формирование здоровой сексуальности - сложный и противоречивый процесс. Человеку свойственны многообразные заместительные формы секса и сексуальные символы (таковыми могут служить зрительные образы, нагота, интимные предметы одежды и др.). При нормальном психосексуальном развитии они играют вспомогательную роль, провоцируя или усиливая половое влечение и вовлекая в него все органы человеческих чувств. Это интенсифицирует любовные переживания, делая их в полном смысле слова тотальными. Однако в случае устойчивой и исключительной фиксации на них эти заместительные и дополнительные формы сексуальности могут приобретать характер девиантных (отклоняющихся) тенденций и перерастать при определённых условиях в девиации сексуальные или даже в половые извращения.
На всех этапах жизненного цикла сексуальная активность тесно связана со всей остальной жизнедеятельностью личности. Сексуальные излишества чаще всего являются симптомом общей жизненной дисгармонии, попыткой компенсировать свою неудовлетворённость в других сферах деятельности. В свою очередь половая неудовлетворенность, каковы бы ни были её личностные или ситуационные причины, нередко проявляется в общей эмоциональной подавленности, депрессии и т. п., а также в антисоциальных поступках, в том числе в половых преступлениях.
В смягчении психологических кризисов, характерных для периода полового созревания и других поворотных моментов жизненного цикла, важную роль играют половое воспитание, просвещение и сексологическая служба.